"Записки итальянца"

одно мнение...

Алма-Ата познакомилась со среднеазиатской овчаркой в начале 80-х годов. Из Туркмении в Казахстан иммигрировали семьи казахов-чабанов и вместе со своими отарами начали попадать первые туркменские алабаи.

АЛАБАСВ Алма-Атинскую область иммигрировала семья чабана Алибабы. У него была прекрасная пара, которая всем нам очень понравилась. Кобеля звали Алабас, а суку - Койши. В это время под Алма-Атой находился в самом расцвете сил питомник пастушьих собак КНИЖ (Казахский научно-исследовательский институт животноводства) готовящий собак для всех чабанов Казахстана. Основной упор был поставлен на венгерскую нули, шотландскую, кавказскую и среднеазиатскую овчарок. В дальнейшем из Австралии были завезены двадцать собак породы Келпи. Племенной работой на питомнике занималась мною очень уважаемая Маргарита Игоревна Виноградова. Меня она пригласила работать с ней в качестве поставщика кавказских и среднеазиатских овчарок.

Начали мы с командировок в горные районы Таджикистана. В тогда еще мирное время, имея пропуски и рекомендации Министерства сельского хозяйства и агронома, мы объездили все труднодоступные районы Таджикистана, но все осмотренное нами поголовье нас не устраивало. Все таджикские собаки малорослые, легкие по типу сложения и сравнивая их с собаками, пришедшими к нам из Туркмении, мы все больше убеждались, что для нашей работы больше подходят туркменские собаки. В своих командировках мы также охватывали и Узбекистан, где если мы и находили хороших собак, то как оказывалось, в дальнейшем все они были вывезены из Туркмении.

АЛЛА-ПАЛВОНВ одну из поездок из Душанбе я привез двух кобелей но кличке Рыжий и Алла-Палвон. С нами также приехала так называемая Татьяна. В Алма-Ате устроили два показательных боя: Рыжий проиграл алма-атинской собаке, а Алла-Палвон выиграл у кобеля кавказской овчарки по кличке Рамит. Очень правильно, тактически поставив бой Алла-Палвон одними клыками держал Рамита между ушами и в течение десяти минут ни разу не отпустил. Когда Рамит выдохся, Алла-Палвон просто затрепал его. Через день Рамит умер, так и не придя в себя. И вот тогда многие собаководы Алма-Аты поняли, что азиат не только на равных дерется с кавказской овчаркой, но и побеждает ее. Потом был реванш. Татьяна поставила Алла-Палвона с кавказской овчаркой по кличке Серый. Собаки долго дрались, до тех пор, пока не упали в реку, где Алла-Палвон между камней подвернул ногу. Было видно, что выбит сустав, но хозяйка не признавала повреждения и до последнего решила испытать Алла-Палвона. Но даже самая сильная собака с такой травмой не сможет противостоять здоровой собаке. И когда уже наши собачники кричали Татьяне: "Останови бой, пожалей собаку! " - она и тогда не остановила его. И тогда полетели камни в Татьяну, народ разъярился, все были на стороне собаки. И только после угроз в ее сторону она остановила бой. И когда сильно потрепанный Алла-Палвон выходил из реки, мне запомнились его глаза - они с укором смотрели на хозяйку. Вскоре я узнал, что эта собака нашла приют у хороших людей в Искитиме.

БУЙНАКНо а теперь я попытаюсь раскрыть некоторые легенды кобеля по кличке Акташ. Я привез его из горных районов Узбекистана из г. Джизак, но он туда попал из Киркичи (Туркмения). С ним была его однопометница, которая в дальнейшем осталась на питомнике в КНИЖе. Потом из той же отары я привез кобеля по кличке Алач. Несмотря на разные по типу сложения оба кобеля мне были интересны именно для разведения. Но волей судьбы Акташа увезла Лилия Дядичкина в Новокузнецк, а хозяином Алача стал мой друг и ученик Асим Чалабов (Осок) (впоследствии Фадин В. г. Новосибирск). И там в Узбекистане мы узнаем у чабанов про то место, где в Туркмении водятся крупные и сильные собаки. Оттуда в Алма-Ату мы привезли Акбаша и Буйнока. Прошло много времени и теперь я могу рассказать как Буйнок попал в Алма-Ату. Мы с Осоком прилетелм в Харезмскую область г. Угренч, где для нас всеми правдами и неправдами приготовили Буйнока. И вот тогда началось ужасное... собаку все искали. Перекрыли все автостанции, аэропорты и вокзалы. Нас предупредили, что живыми мы отсюда не уедем. Тогда мы вызвали из Алма-Аты нашего друга на новой машине "Жигули". Замазав номера навозом, напялив на себя узбекские палаты и тюбетейки, с Буйнаком в багажнике мы "летели! в Алма-Ату, как на крыльях.

Хотелось бы еще рассказать несколько случаев из своих поездок за собаками. Назову их записки "итальян-ца" (в переводе с туркменского ит-собака, альян-тот кто ее забирает).

Прямо посередине каракумского канала им. Ленина находится чабанская бригада Карамет-Нияс. Там я встретил очень крупную суку черно-белого окраса, встретился с хозяином, заговорил о продаже, но, оказалось, что эта собака принадлежит его младшему сыну. Сын категорически отказался продавать ее и убежал с собакой из дома. Как водится, я начал подключать всех своих знакомых и незнакомых для того, чтобы "выкружить" эту суку. На моей стороне был даже начальник милиции, который уже со своей стороны устроил сильный прес на родственников этого мальчика. Вечером ко мне подошел старший брат этого мальчика и начал свой рассказ.

"В одну из зимних ночей от отары отстали десять баранов и мы с отцом пошли их искать. В кашаре остался один младший брат и собака. Мы отсутствовали трое суток и когда вернулись, то увидели на крыше брата, а внизу всю окровавленную собаку. Ночью она выдержала бой с двумя волками и перепуганный брат рассказал, что как только мы ушли в первую же ночь они пришли..., но нападать не стали. На вторую ночь пришли снова и уже смело подошли к кашаре. Они вместе сидели наверху, собака рвалась, но особо от него не отходила. На третью же ночь они взобрались на кашару и собака приняла неравный бой. В эту ночь у брата уже были вилы и топор, насколько мог он помогал собаке, колол куда попало и волки отступили. Когда волки убежали, еще два часа он сам кричал от страха, пока не охрип. И после этого собака ему как сестра, И теперь ее хотят купить".

Выслушав рассказ старшего брата я сам себе сказал - что же я делаю? И утром я всем дал отбой, сказав, что эта собака мне не нужна. Но рано или поздно начальник милиции бы ее все равно забрал для меня, несмотря ни на что. И я сам попросил его, чтобы за этой собакой больше не охотились. Целый день я заливал в себя водку, чтобы забыть об этой прекрасной собаке. Проснувшись утром я протер глаза и не поверил - сон это или не сон? К моей машине была привязана на аркане великолепная черно-белая собака! Это мальчик в благодарность привел дочку понравившейся нам суки. На сегодняшний день она живет в Южно-Сахалинске у начальника клуба Е. Зареевой, кличка собаки Буйнак.

В один из очень жарких дней на одном из Иррикационных каналов мы тихо ловили рыбу. Вдруг вдалеке показался всадник на великолепном ахалтекинце. Рядом с ним бежал великолепный кобель. Я сразу вскочил, бросив удочки и просто не смог отвести взгляд от двух великолепных животных. Кобель высотой 80 см в холке, очень массивный стоял рядом с лошадью и тяжело дышал. Как всякий собачник я сразу полез собаке в зубы. И в то время, когда я рассматривал красивые, здоровые зубы - вы не поверите, в глазах собаки я увидел свою смерть. И в то же время: сильнейший толчок сбил меня с ног. Это чабан толкнул меня прямо в воду. И в это время пока я падал, два подкованных копыта просвистели возле моей головы. Ошарашенный, сидя в воде, я слушал чабана. Оказывается лошадь и собака вместе выросли, вместе пасли баранов, вместе отгоняли волков, пили из одного колодца. И жеребец, увидев как я бесцеремонно хватаю его друга, решил защитить его и когда я наклонился над собакой, он двумя мощными задними ногами ударил бы меня. И только расторопность чабана спасла мне жизнь.

Расскажу как чабаны притравливают молодых собак на волка. Поймав в капкан или петлю волка, или немного его подранив, они привязывают и отпускают молодняк. И надо видеть, как подростки по полгода, году окружив волка делают выпады в его сторону - лают, повизгивают, но на расстоянии. Дав "молодежи" в волю полаять и разогреться, чабаны выпускают старого опытного вояку. Иногда это опытная сука вожачка, что не редко в отарах. И вот он (она) налетают находу на волка не раздумывая ни минуты видя перед собой извечного врага. Следом присоединяется уже воодушевленная молодежь. И эта жестокая школа помогает молодым собакам познать себя в настоящей схватке.

Настоящая битва разгорается во время купки баранов. Это когда в одно место в пустыне сгоняются все отары и баранов купают в криалине, в каждой отаре не менее пяти собак и все они выясняют между собой отношения. Хорошо, если собаки знакомы, а если собаки из разных отар не знакомы, то возможны большие разборки. Сначала сходятся две старшие суки. Если они между собой начинают драться, то в тот же миг следящие за всем боевые кобели тоже мгновенно вступают в бой. Если же суки мирно расходятся, то кобели ложатся и с надеждой ждут следующей отары, чтобы померяться силой.

Я очень любил встречать в степи утро. Отары пасутся как правило ночью. Днем ужасная жара, а ночью прохладно и свежо. Большой колокол привязывают вожаку на грудь и тот колокол слышно очень далеко. И очень ошибается тот, кто думает, что отара без присмотра. Заняв самые выгодные верхние позиции, за отарой всю ночь наблюдают лучшие в мире сторожевые псы - Туркменские алабаи. Утром же отара идет в бригаду. Первая идет сука, она осматривает колодец, лотки для питья, смотрит, не спрятался ли серый разбойник в укромные места. Когда все нормально, она подает знак и отара идет на водопой. И как я ни вглядывался, как я ни наблюдал, я не мог заметить, как отара понимает диалог с собакой. Бараны устраиваются на отдых и наступает время завтрака. В первую очередь чабаны кормят собак. В их рационе тандырные лепешки из муки грубого помола и мясной каурдал. Так как в пустыне нет холодильников, туркмены рубят мясо баранины и долго жарят его в казане. Потом мясо вытаскивают в ведро и заливают жиром из казана. Бараний жир застывает быстро и такое мясо хранится очень долго, несколько месяцев. И по мере необходимости чабан берет сколько надо этого каурдака» заливает кипяченой водой, добавляет лепешек и корм для собак готов.

Кто говорит, что собака в пустыне ловит сусликов и ими питается, тот по меньшей мере никогда там не был. И пользуясь случаем» хочу выразить огромную благодарность моим друзьям-чабанам из пос. Халач Киркинского района Сапарову Черкесу, Тагану, Шамураду. Во многом благодаря им я находил собак и привозил в Алма-Ату с их помощью. Благодаря их находчивости мы миновали все таможенные посты, ведь вывоз собак из Туркмении запрещен. Многие деятели от собаководства твердят, что собак в Туркмении нет. Я же хочу вам сказать, что на сегодня это маленькая красивая страна и в наши дни дает подпитку аборигенных собак, которые у нас используются в разведении. Вы никогда не задавались вопросом, почему в граничащих с Туркменией странами нет ахалтекинских лошадей? Ни в Узбекистане, ни в Таджикистане, ни в Казахстане. И теперь подумайте так об Азиатах. Азиаты есть в приграничных странах только потому, что чабаны мигрируют и не знают границ - и собаки попадают в другие регионы. И как бы кто ни говорил, я считаю, что Азиат — это чисто Туркменская собака!

Алма-Ата всегда была перевалочной базой для САО во все регионы России и дальнего зарубежья. И сегодня все снова новые собаки поступают в наш город. И сегодня мне очень приятно, что на собаках, которых я привез из Туркмении работают многие города России. Так же хочу выразить через эту статью огромную благодарность президенту международного клуба САО уважаемой Зайнетдиновой Розе Олеговне, За ее оптимизм, за ее видение среднеазиатской овчарке, за тот огромный труд, который она сделала для рекламы и развития этой породы. Ее выставки - это просто праздник для всех любителей Среднеазиатской овчарки. И я очень город, что в ее питомнике используются в разведении тоже "мои" собаки.

Я не буду перечислять название тех колхозов, чабанских бригад» просто скажу, что во всех этих поездках по степям и пустынным районам Туркмении мы угробили три автомобиля "Нива". И не верьте тому, кто пишет в своих статьях о том, что они прошли пешком всю Туркмению и осмотрели там сотни собак и говорят, что собак там нет. Туркмения была и остается природным питомником Среднеазиатской овчарки - Туркменского алабая. И я глубоко убежден, что прилив аборигенной крови благоприятен для разведения азиатов в любом регионе России.

И пожелания всем заводчикам и владельцам питомников - не бойтесь использовать в разведении вывезенных собак из Туркмении аборигенов. Я поправлюсь - из Туркмении, а не из Таджикистана, Узбекистана или Казажстана. В последних трех странах аборигенов не может быть своих, а если и есть, то завезены из Туркмении. И сегодня просто дико слышать как многие разведенцы собаководы ратуют за мелких азиатов. И хочу вам напомнить, что во всех легендах азиат - это очень крупная и сильная собака и хотя я понимаю, что в России работают на том, что имеют. Очень многие не видели в жизни крупных собак. И мой прогноз противникам крупных собак - все равно на всех выставках будут побеждать крупные за 76 см/х кобели, а суки за 70 см/х, ведь глазу приятно, когда перед вами стоит величественная, крупная, костистая, грубая с настоящей "лошадинообразной" или "медвежьей" головой среднеазиатская овчарка. И против нее нельзя поставить мелких шариков и бобиков, которых культивируют сего дня многие горе-заводчики, которые видят собак через книжки горе-писак. Все дело не в том, кто сколько объездил колхозов и совхозов и кто сколько смотрел собак. От этих статистических данных нет пользы никому. Я думаю, что на сегодняшний день нужна целенаправленная работа по разведению и закреплению того типа САО, который бы устраивал своих заводчиков и ценителей этих собак. Во всех изданиях пишут, что "азиат" - это крупная, сильная, красивая собака, а на деле на выставках разного ранга не редко лидируют собаки мелкие, беднокостные с кучей разных: пороков. Их судят наверно очень достойные судьи, но в среднеазиатских овчарках мало понимающие, а вот потому и нет одинакового мнения об этой породе. Судить среднеазиатов кинулись все имеющие категорию FC1. Немчатники ищут в САО движения, линию верха, другие проводят параллель между среднеазиатской овчаркой и своей любимой породой. Тем более иностранные судьи, которые смело могут сказать "дуб-дубом" в этой породе, нередко судят самые престижные выставки. И поэтому пожеланием всем настоящим любителям этой породы - не обращать внимание на таких судей, а целенаправленно поддерживать свою линию разведения. И лично мне становится просто смешно, когда настоящие "азиатчики! Стоят и слушают галематыю судей ничего не смыслящих в САО, или девочек стажеров, которые учат прописным истинам. Хочется крикнуть - где вы настоящие судьи? Любящие и понимающие породу? Я полностью против универсальности судей, которые судят все породы, возомнившие себя судьям высшей касты, которые ездят по стране и собирают галочки с выставок и своим судейством наносят огромный вред этой породе. Тем более сейчас, когда эта порода стала очень модной, появилась огромная конкуренция между регионами России и странами ближнего и дальнего зарубежья. И время покажет, чье разведение было правильным. И все равно победит крупная шоу собака, на которой приятно остановить взгляд, а не малорослики, которые заполняют все выставки. Вот и все, что я хотел сказать.


А. Г. ЯНАТХАНОВ Алма Ата
Тему подготовила Портнягина Кристина, г. Новокузнецк